"Рекомендации родителям"

Дети очень любят рисовать, рисуют всё что видят, запоминают, это и животные, и дома, цветы и динозавры, маму и море. Рисуют по-разному:  взрослому иногда кажется, что рисунки выполнены не тем цветом, не соблюдены пропорции, не похожи персонажи. Но ребёнок , изображая что-то на бумаге руководствуется не мыслями, а прежде всего чувствами, поэтому взрослому бывает очень трудно дать оценку творчеству. Как реагировать на рисунки детей? Что ребёнок хотел сказать своим творчеством? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в статье: 

О чем могут рассказать детские рисунки?

 Еще совсем недавно при виде детского рисунка родители и воспитатели просто радовались — ребенок творит, он занят интересным для него делом! 
Однако с тех пор, как «психология пошла в массы», каракули наших малышей находятся под пристальным вниманием: почему таким цветом? Почему такого размера? Что вообще означает выбранный сюжет?
 Периодически на родительских форумах возникают темы вроде: «Помогите, мой ребенок изображает все черным!» или «Моя дочка рисует только цветы и животных, и никогда — людей»… Мамы и папы вместо того, чтобы просто гордо вешать произведения своих чадушек на стенку в детской, штудируют книги по психоанализу, а также работы специалистов, занимающихся проективными рисуночными тестами, и пытаются выяснить для себя, что же может означать любовь к оранжевому или отсутствие на рисунках младшего брата.
Чтобы не отсылать желающих к трудам объемным и зачастую понятным только подготовленным специалистам-психологам, попытаюсь систематизировать информацию, «закодированную» в детских рисунках, в сравнительно небольшом формате цикла статей.


Итак, о чем же в первую очередь рассказывают детские рисунки? Конечно, о том, что важно для ребенка. Рисунок — всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Человек любого возраста, и в особенности человечек маленький, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок — это рисованный «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает.
 Изображая какой-либо объект, малыш так или иначе передает свое отношение к нему, а значит, обязательно «выдаст» в первую очередь то, что для него важно. Поэтому, изображая что-либо, ребенок пытается рисовать в первую очередь значимых людей — то есть ярко эмоционально окрашенных, любимых (либо активно нелюбимых, однако об этом позже). Иногда значимых людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные — существа персонифицированные. 
Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех». Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение либо вовсе его стирает («не получилось!») — это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься. Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.
Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации — то есть «прорабатывает» в своем подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе, даже будучи мимолетным. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью. А еще разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей.

 Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их — это им вполне по силам. Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки. Что же еще мы можем «увидеть» в изображении? По мнению А. Л. Венгера, Дж. Дилео, Ф. Гуденаф, М. З. Друкаревич и других исследователей рисуночных методов психодиагностики, это, как правило: уровень общего умственного развития ребенка (насколько «по возрасту» выполнен рисунок); активен ребенок или пассивен; каково его умение планировать свои действия и уровень самоконтроля, имеется ли импульсивность; что для него характерно — эмоциональная неустойчивость (лабильность) или, напротив, «косность» (ригидность); имеется ли тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования); наличие у ребенка страхов; есть ли депрессивные тенденции; каковы особенности его реакции на стресс (агрессия, уход в себя, что-то еще); каков у ребенка уровень агрессивности (а также каковы ее формы: физическая и вербальная, защитная и невротическая агрессия); что характерно для ребенка — направленность на общение (экстравертность) или, напротив, на свой внутренний мир (интровертность); преобладание рационального или эмоционального подхода к миру; есть ли склонность к демонстративности поведения; насколько удовлетворена потребность в общении, а также имеется ли, напротив, избегание общения (аутизация); степень социализированности ребенка (адаптации к обществу) и конформности (умения приспосабливаться к людям); наличие антисоциальных тенденций; отношение ребенка к сексуальной сфере; отношение его к семье в целом и к отдельным членам семьи.
 Чтобы в полном объеме разобраться в том, как именно увидеть эти признаки, в чем они выражаются и как их интерпретировать, необходимо, безусловно, читать не статьи в Интернете, подобные данной, а проходить специальное обучение. Однако некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание внимательным и неравнодушным взрослым, мы, безусловно, рассмотрим в следующей статье. Потому что наша задача — постараться увидеть все важное и правильно его «прочесть», избегая категоричности.
 Рисунок — это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному и с его семейной ситуацией.





Автор: Наталья Проценко 
Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/27745/
© Shkolazhizni.ru